Скандал с «фабрикой троллей» в Украине

Скандал с «фабрикой троллей» в Украине


«Большой Киев» выяснил, что  известно о сайтах с миллионами подписчиков, которые удалил Facebook. 
Обезвредили фабрику «черного пиара»
В Украине впервые обезвредили огромную фабрику троллей в сети Facebook.

«Мы закрыли сеть из 168 профилей, 149 страниц и 79 групп, которая работала в Украине. Около 4,2 миллиона (!!!) пользователей следили за как минимум одной из этих страниц, 401000 пользователей присоединились к как минимум одной из этих групп. Сеть за время деятельности потратила $1,6 миллиона долларов на рекламу. Мы связываем эту сеть по PR фирмой Pragmatico, которая в частности принимала заказ и на политический пиар, в том числе и черный», — похвасталась новостью менеджер по публичной политике Facebook в Украине Катерина Крук.
Исследование проводила цифровая криминалистическая лаборатория DFRLab — она создана для борьбы с дезинформацией. По данным расследования, два самых популярных в Украине агрегатора вирусных новостей создали серию недостоверных страниц Facebook, чтобы усилить внешние ссылки на собственный контент и создать свою аудиторию.
Работали на выборы 2019 
Речь идет о новостных сайтах Znaj.ua, Politeka. Также в расследовании упоминаются Akcenty, Hyser и Clutch.ua. Все якобы связаны с украинской PR-компанией Pragmatico.



«Некоторые страницы управлялись фейковыми аккаунтами, они были созданы в декабре 2018-го и публиковали темы общего интереса, такие как местные новости, политика, образ жизни, развлечения, в то время как другие были более конкретными. Например, некоторые из них сосредоточились на досрочных украинских выборах 2019 года и украинско-российской войне на востоке Украины. Кроме того, еще 19 страниц были помечены как реальные и вели себя по-другому, в основном размещая мемы и лишь изредка ссылаясь на определенные поддомены Znaj Media», — пишет сайт medium.
В расследовании уточняется, что официальной информации — кому принадлежит медиа-конгломерат, нет.
«Но заявленный финансовый бенефициар определен как нерезидент Украины», — уточняют аналитики.
Официально: «Мы не боты»
Сайты «Знай» и «Политека» находятся в разных офисах на ул. Шота Руставели, хотя несколько лет назад сидели в одном. Судя по тому, что страницы в соцсетях главных редакторов двух изданий созданы были вчера, они тоже попали под «обезвреживание» Facebook.
«Вся редакция Знай.ua недоумевает. Оказывается, мы меняли место жительства, имена, чтобы заниматься «черным пиаром». Нами управляет малоизвестная пиар компания, которая преследует исключительно грязные цели и о которой многие узнали только сегодня, а лично мне пришлось здорово напрягать память, чтобы вспомнить, что же это за компания.
Примечательно, что Фейсбук не имеет явных претензий к контенту издания, а блокировка связана лишь с тем, что какие-то группы делали репосты наших публикаций, какие-то люди посчитали, что изданием управляет какая-то компания», — написал на своей страничке главред «Знай» Роман Чабак.
Он добавил, что за комментариями к нему никто не обращался.
«Спрашивать об этом у живых людей никто не стал. Нас просто нарекли ботами и избавились. Это просто чудесно показывает отношение Фейсбук не только к медиа, но и к своим пользователям», — уточнил Чабак.
Правда, там признали, что знакомы с Pragmatico.
«Наша команда действительно имела краткие отношения с вышеупомянутым агентством. Чтобы расставить все точки над «і» стоит отметить, что Pragmatico оказывала консультационные услуги по продвижению страниц в социальных сетях. На этом отношения с компанией у нас закончились. Но по мнению уважаемых менеджеров Facebook, Pragmatico именно руководила страницей Знай.uа, что полностью не соответствует действительности», — говорится в официальном сообщении, опубликованном на сайте «Знай». 
Кто владельцы
Стоит отметить, что «Знай» и «Политека» уже несколько лет входят в топ-5 самых посещаемых сайтов. Судя по данным Минюста, они были созданы одновременно — в декабре 2014-го.  Официальным владельцем «Знай» является юрист из Киева 43-летний Вадим Якимец.
В январе на довыборах в Киевраду 2015-ом он баллотировался как самовыдвиженец по округу № 8 (Дарницкий район), но занял второе место. А уже осенью того же года выдвигался в Киевраду от «Руха за реформы», который возглавлял банкир Сергей Думчев (он хотел стать мэром Киева). 
По данным Укрпатента, торговая марка Znaj зарегистрирована в апреле 2015-го на имя Людмилы  Погибы. 
Сайт «Лига» пишет, что на ее имя зарегистрирован и домен znaj.ua.
«Фамилия Погиба отсылает к двум другим ее носителям — Александру и Павлу. Вместе с Сергеем Думчевым, экс-кандидатом в мэры Киева, они возглавляют партию «Рух за реформи».  Ранее Павел Погиба и Сергей Думчев были связаны еще через одну структуру — коммерческий банк «Премиум». По информации НБУ, на 2016 год у Погибы было там 9% акций. А Думчев до 2015 года возглавлял Набсовет Премиума», — пишут журналисты.
В 2007-ом Павел Погиба был депутатом Киеврады от «Нашей Украины». В это время его брат Александр Погиба попал в Соломенский райсовет. А Думчева в СМИ называли банкиром, чьи банке во времена Виктора Януковича работали, как «конверты».
Что касается «Политеки», то там владельцем значится гражданин Израиля Борис Шварц из города Ашдод. 
$1 тысячу за статью
Отметим, что во время предвыборных кампаний  (президентские и парламентские выборы 2019) ресурсы писали большое количество негативных текстов в адрес Петра Порошенко и его соратников. А проигрыш на выборах называли «позорным провалом». Досталось и экс-главе НБУ Валерии Гонтаревой.


«Дубинский из «Слуги народа» решил разоблачить ложь Гонтаревой в Лондоне: «Ломает комедию», — с таким заголовков выходили новости про поджог дома бывшей главы НБУ, который произошел два дня назад.
Примечательно, что в действующему президенту Владимиру Зеленскому интернет-сайты более благосклонны — все заголовки достаточно нейтральны.
По данным СМИ, расценки на  на немаркированную рекламу на Znaj.ua были такие: пост в Facebook — $100-300, новость — $200-300, статья — $500-1000.
Создавали под разные лагеря
«Большой Киев» пообщался с действующими и бывшими сотрудниками «Знай» и «Политеки». Все просят не называть их имена — объясняют, что с руководством очень хорошие отношения, даже у тех, кто ушел. Поэтому поддерживают своих коллег.
Один из сотрудников признается, что в конце 2014-го проекты создавались одними людьми.

«Это не один человек, а несколько. Ребята — бизнесмены, им кто-то рассказал, что на интернет-сайтах можно неплохо заработать. И к политике они никакого отношения не имеют — им фиолетово. К делу подошли с умом — один ресурс должен был быть патриотическим, поэтому директором там назначили именно такого человека. А второй ресурс заигрывал с теми, кто более лоялен к России. Первый год бизнесмены вкладывались в развитие. А всем, кто хотел размещать рекламу, отказывали. Никаких указаний о том, что и как писать — не давали. Хотя уже ближе к выборам в Киевраду осенью 2015-го появлялось много негативных текстов про действующую власть. Это были пожелания инвесторов. Также нас попросили всем коллективом подружиться в Facebook с Сергеем Думчевым», — вспоминает один из бывших сотрудников.

По его словам, после проигрыша на выборах, бизнесмены больше с политикой дел не имели.

«Они создали рекламный отдел, и уже размещали любую рекламу. Сначала это была коммерческая — услуги адвоката. А потом брались за все — джинсу, политику, рекламу тех людей, которых даже называть стыдно. Ставили все, за что платили деньги», — говорит наш собеседник.

Он уточнил, что ушел в 2016-ом, и о Pragmatico ничего не знает. «В «Знай» много раз менялись форматы — то серьезные новости, то про звезд, планету Нибиру хорошо читалось. А «Политека» более серьезными новостями занялась. Но ее просмотры были очень плохие. И никто не скрывал, что они — один холдинг», — уточнил журналист. 
А вот другой сотрудник «Знай» вспоминает, что для продвижения новостей в соцсетях приглашали разных специалистов.


«Через пару лет появился целый отдел мальчиков и девочек сммщиков, которые что-то там делали, и в один день стало миллион подписчиков. И дальше аудитория стала расти сумасшедшими темпами. Пришлось переделывать сайт, его прописали специально под Google. И над всеми текстами после написания работают ссмщики. Поэтому и заголовки такие трешовые стали появляться — их читают. Мы поначалу под текстами ставили свои фамилии, но в соцсетях столько гадостей на журналистов выливали за заголовки, что отказались от этой практики», — рассказал другой собеседник.

Что касается «Политеки», то один из бывших сотрудников вспомнил название фирмы Pragmatico.

«Я с «Политекой» сотрудничал полгода. И в очередной раз перед подписанием договора, удивился — почему вместо «Политеки» стоит эта «Прагматика». И выяснил, что, по слухам, она связана с пророссийским одиозным политиком. Потом появилась команда людей с «масковским» акцентом, которые учили нас писать про Украину.  Именно по этой причине я оттуда и ушел», — рассказал нам журналист.
Сообщает bigkiev.com.ua

Новости по теме

{related-news}

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии