Smart Киев: лайк для ямы, заказ вывоза мусора и другие удобства через телефон

Smart Киев: лайк для ямы, заказ вывоза мусора и другие удобства через телефон

фото: Катерина Френч
Лайк для дорожной ямы, сервис для вывоза отсортированного мусора и поиск общественного транспорта. Всем этим скоро можно будет воспользоваться через телефон или компьютер. Сервис Kyiv Smart City стремится стать чем-то вроде Google на местном уровне, объединив в себе все возможные городские услуги.
Практическая польза от Kyiv Smart City
Сервисами Kyiv Smart City сегодня уже пользуются около миллиона жителей столицы. Платят за услуги жилищно-коммунального хозяйства, пользуются электронным билетом и Картой киевлянина, записываются на прием к врачу, записывают детей в детский садик, голосуют за проекты общественного бюджета и за петиции. Это самые популярные категории городских электронных услуг, рассказывает директор департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА Юрий Назаров. Причем возраст пользователей не только молодежь и 35+, но и после 60. Поскольку Kyiv Smart City объединяет в себе представителей власти, активистов и бизнес, то его программы становятся полем для социальных перемен в реальной жизни города.
Фото: Катерина Френч
Например, с октября 2015 года по август текущего года было опубликовано более 5,5 тысяч электронных петиций от киевлян. Они касаются всех сфер жизни города. Например, есть петиция о присвоении статуса арт-сквера участку на углу Андреевского спуска и ул. Боричев Ток. А есть предложение ввести обязательную систему штрафов за неуборку собачьих отходов на улице. Для того, чтобы петиция попала к органам местной власти, ее должны поддержать 10 тысяч пользователей. К сожалению, из 5500 достаточное количество подписей набрали только 55 инициатив горожан, при этом 43 из них власти поддержали.  Порог в 3000 подписей перешагнуло всего 145 петиций. Возможно, порог прохождения задали слишком высокий.
Первая петиция, которая набрала более 10 тысяч голосов, принадлежит основателю проекта «Интересный Киев» Арсению Финбергу. Он предложил создать единый реестр архитектурных и исторических памятников, где бы содержалась информация о состоянии объектов, их фотографии, адреса и сведения о собственниках и арендаторах. При том, что у Арсения на странице в Facebook более 10 тысяч подписчиков и 54 тысячи – у страницы самого «Интересного Киева», собрать 10 тысяч подписей для электронной петиции оказалось делом очень непростым. Пришлось обзванивать знакомых руководителей компаний, просить их сделать рассылку сотрудникам по внутренней почте, обращаться в крупные компании с большим штатом и убеждать в важности задуманного проекта.
Фото: Катерина Френч
Второй важный вывод из этой истории: даже пользуясь инструментами электронной демократии, горожане не слишком социально активны. Ведь количество пользователей в этом сервисе достигло 650 тысяч.
Зато успешным можно назвать проект «Не покупай – забери из приюта». Его этапы – это рекламная кампания об адаптации животных и электронный «Реестр домашних животных». Благодаря этому проекту, по информации Kyiv Smart City, в 2018 году свои семьи нашли почти 200 собак и 264 кота.
Чтобы собрать новые идеи и тех, кто их реализует, 9 и 10 августа Kyiv Smart City провел хакатон (хакерский марафон).  Важно, что ко вниманию принимались и те идеи, которые уже реализованы в цифре, но нет их мобильных версий. А даже если и есть, то не у Kyiv Smart City. В хакатоне участвовало около 100 специалистов сферы IT, которые на добровольных началах за сутки разработали и сделали тестовые варианты новых сервисов для мобильного приложения KSM. Каждую команду курировали специалисты из муниципалитета и коммунальных компаний. Некоторые идеи в процессе пришлось трансформировать.
Фото: Катерина Френч
Были предложения создать приложения для сервисов:
каршеринга и кикшеринга (прокат электросамоката),
карту байкшеринга,
поиск парковки и оплата,
поиск эвакуированного авто и оплата штрафа,
карту зарядки для электромобилей и оплаты услуги,
комплекс медицинских услуг от посещения семейного врача до электронного рецепта и поиска удобных и дешевых аптек.
Победили три команды.
Лайк для ямы

Сервис, который позволяет накапливать информацию о ямах на дорогах.

«Для начала это простенький интерфейс для добавления ям и просмотра: а) открывается карта, ставится маркер, где эта яма находится; б) выбирается фотография или делается, добавляется, плюс комментарий. Дальше это все отправляется на обработку на back-end и отправляет в службу 1515 или нечто подобное», — поясняет участница команды № 9 Наталия Суржикова. 

Коммунальные службы в дополнительном приложении будут отмечать выполненные заявки о ремонте ям. В приложении можно будет поддерживать заявки других пользователей, добавлять фотографии и таким образом поднимать конкретную яму в рейтинге. Вместе это еще и даст статистику о наихудших участках на дорогах.
У меня есть мусор
Сортировку мусора на новый уровень сейчас старается вывести КГГА. Транспортно-сортировочные компании расставили по Киеву баки для раздельного сбора мусора. Но для них важно, чтобы этим занималось максимальное число жителей микрорайона или прохожие в центре. Важно также, чтобы другие горожане не бросали пищевые отходы в контейнер с бумагой или пластиком. В то же время ситуация сортировки мусора в Киеве скорее на стадии: я и соседи сортируем, дом напротив и сбоку – нет. Именно таким и должно помочь приложение, созданное для Kyiv Smart City на хакатоне.

Здесь предполагается три участника. Горожанин, который сортирует мусор и готов его сам вывозить, получает карту с пунктами его приема. Житель, который сортирует мусор, моет пластик, но не хочет заниматься вывозом пакета бутылок и пачки бумаги, сможет создавать заявку на вывоз. Третий герой – волонтер или частный предприниматель, который как раз готов заниматься вывозом отсортированного сырья.  Волонтер или предприниматель на карте будет видеть где, кто и сколько заявил вторсырья, выбирает этот пункт и другие удобные ему, бронирует, выстраивает маршрут и забирает. Разработчики сервиса отмечают, что у самих накапливаются пакеты такой сортировки и некуда их деть. В тоже время, они уверены, что есть те, кто могли бы это забирать, надо только свести их вместе.

«Жители нашего дома сортируют мусор и собирают на минус первом этаже, есть чат ОСББ, где мы обсуждаем, кто на выходных может его вывезти. В некоторых домах с ОСББ даже организовывают мелкие предприятия по сортировке: в гаражах собирают, сортируют, потом отвозят и сдают. Для них это может стать мелким бизнесом. За неделю в одном доме накапливается до 10 кг мусора, частники могут его вывозить хоть на электроскутерах. Тогда как большие компании не заинтересованы в объеме менее 400 кг», — поясняет участник команды № 16 Виталий Добрутский.

Транспортная карта
Сервис уже имеет реализованных конкурентов. Здесь как раз фишка в том, чтобы, зайдя в Kyiv Smart City получить всю информацию и в одном месте.

«Приложение само высчитывает ваши GPS-координаты и находит в радиусе ближайшие остановки, выбираете ту, которая вас интересует, и вы видите, какой вид транспорта и когда приезжает (данные берутся из расписания). Нажимаете на него и видите, куда он вас привезет», — поясняет один из разработчиков, участник команды № 14 Иван Блинов.

Приложение нацелено на простоту использование с минимальным количеством переходов.
Фото: Катерина Френч
Кроме того, сейчас идет переоснащение сервисной части «Киевпастранса», которая не менялась 12 лет, надеемся, после этого коммунальное предприятие и новое приложение смогут отслеживать реальное движение коммунального транспорта.
Нельзя пропустить
Однако в муниципалитете решили не останавливаться на трех проектах и предложили еще нескольким командам стартаперов завершить свои проекты для Киева.


«Запись на прием к врачу – нет мобильного приложения, карта электрозаправок с бронированием и оплатой, отслеживание эвакуированного авто и оплата штрафа – те полезные сервисы, которые мы хотим добавить к Kyiv Smart City», — говорит директор департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА Юрий Назаров.

Например, сегодня житель города, не обнаружив свое авто на месте, испытывает сначала шок, а потом полчаса ищет его по разным службам и ездит полдня по городу в поисках авто, потом в службу для оплаты штрафа и назад.
Сервис для автомобилистов, связанный с парковкой. Предлагала еще одна команда хакатона. Они предложили приложение, которое бы показывало водителю парковки по интересующему его адресу и статистику ее наполненности.

«Здесь существует некоторая сложность: точные данные по количеству свободных мест пока коммунальные службы предоставить не могут, хотя обдумывали возможность установить инфракрасные датчики», — рассказывает разработчик команды № 15 Алексей Ковалевский.

В итоге, водители могут сами в приложении оставлять сведения о количестве свободных мест или о том, что таких не оказалось, и он поехал искать другую парковку. Эти сведения будут видеть другие водители. Накопив информацию и добавив нейронную сеть, разработчики надеются создать некую аналитику по заполняемости парковок. С помощью приложения также можно оплатить парковку на месте.
Фото: Катерина Френч
Вообще же идея была другая – создать сервис по контролю за неправильно припаркованными авто, когда горожане могли бы фотографировать и отправлять сведения в службу «Киевпарксервис». Но после полутора часов общения со специалистом службы обнаружили, что пока это не будет иметь никакого практического эффекта. Чтобы использовать такие фото в качестве доказательства административного нарушения, они должны быть сделаны специальным авторизированным и сертифицированным устройством. Его то и у самих коммунальщиков нет. Отправлять же инспекторов на место для проверки – служба не успевает даже по тем постам и фото, которые получает через Facebook.

«Часть выбранных проектов будет реализована в августе, часть – в октябре текущего года», — считает Юрий Назаров.

Мобильное приложение Kyiv Smart City активно развивают, сейчас оно уже есть в смартфонах 40 тысяч киевлян. Планируется, что в целом электронным сервисом к концу следующего года будут пользоваться уже два миллиона горожан.
Сообщает bigkiev.com.ua

Новости по теме

{related-news}

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии