Коронавирус на большом экране. Украине грозит полная остановка кинопроизводства

Коронавирус на большом экране. Украине грозит полная остановка кинопроизводства

Готовящееся сокращение государственных расходов первостепенно затронет незащищенные бюджетные статьи: отечественную культуру в целом и кино в частности. Однако на нужды наиболее важного из искусств деньги не выделялись и до вызванного коронавирусом кризиса. Причина – в непрекращающемся реформировании профильных ведомств – Министерства культуры и Государственного агентства по вопросам кино. Это обусловило дезорганизацию в управлении отраслью и задержку в утверждении бюджетных программ. Выделенные на кино 775 млн грн до распорядителей и получателей средств пока так и не дошли.
В итоге под угрозой оказалось не только проведение украинских фестивалей и реализация более 100 государственных кинопроектов, но и судьба тысяч задействованных в кинопроизводстве людей, которые в ряде случаев не получают причитающуюся им от государства зарплату.

В отрасли осознают сложную экономическую ситуацию и уже заранее готовы принять любое решение властей о пересмотре объема финансирования – вплоть до полного его прекращения. Однако даже заморозка деятельности должна происходить организованно, настаивают представители киносообщества, отмечая, что на данный момент "плана отступления" в Минкульте не разработали.

В Титанике брешь, у штурвала – танцы


В четверг, 19 марта, за подписью 5 ведущих украинских киноорганизаций, – Украинской Киноакадемии, Национального центра Александра Довженко, общественной организации СУК (Сучасне українське кіно), Украинской киноассоциации и Ассоциации киноиндустрии Украины, – было опубликовано обращение к главе подкомитета кинематографии и рекламы Верховной Рады Павлу Сушко. В нем киносообщество просило чиновника повлиять на нерешенный с января вопрос утверждения паспорта бюджетной программы "Государственная поддержка кинематографии" – ежегодного документа, согласно которому средства казны распределяются на целевые проекты.
Из-за заминки с подписанием паспорта в Минкульте и Минфине под угрозой срыва оказался весь украинский кинопроцесс. "Учитывая производственную специфику, блокирование финансирования может привести к приостановке кинопроизводства минимум на 2 года", – сделали неутешительный прогноз в обращении.
Перевести разговор в публичную плоскость киносообщество заставил не только кризис, но и его отрицание. Так, в ответ на донесение Павла Сушко о проблеме госсекретарь Минкульта Артема Биденко заявил, что о проблеме финансирования слышит впервые. Между тем, Совет по вопросам государственной поддержки кинематографии, выполняя свои обязанности, уже несколько раз с начала года собирался для распределения средств, однако, рассказала в комментарии UBR.ua член Совета и экс-директор кинотеатра "Жовтень" Людмила Горделадзе, фактически не имел доступа к финансовому ресурсу.
"По смете средства распределяются на несколько видов господдержки: на производство, на промоакции для фильмов, которые уже в запуске, на проведение питчинга, рибейты и популяризацию украинского кино, что включает в себя также и проведение отечественных фестивалей, и поддержку участия украинских делегаций в международных. Мы принимали решение о финансировании данных проектов, но это выглядело абсурдно, так как денег фактически не было. Когда мы поняли, что никто не хочет и не может продвигать утверждение паспорта, мы решили написать обращение", – объяснила Горделадзе.
Развлечения поневоле. Как отреагировали на карантин украинские медиасервисы
Она убеждена, что проблема назревала давно.
"Я могу сравнить это только с Титаником: капитан знает, что в корабле брешь, но в ресторане все танцуют", – привела аналогию член Совета по вопросам господдержки кино.
Выступивший инициатором обращения генеральный директор кинофонда Национальный центр Александра Довженко Иван Козленко, чьи сотрудники уже 3-ый месяц не получают 70% государственной части заработной платы и напрямую зависят от утверждения паспорта, видит причину задержки в том, что в профильных ведомствах долгое время отсутствовало руководство.
"Я не хочу судить, кто конкретно виноват в сложившейся ситуации. Но непосредственная причина в том, что не был назначен глава в Госкино, а синхронно 2-ой раз за полгода происходило реформирование Министерства культуры, молодежи и спорта. С 1 января оно начало работу с обновленной документацией, казначейскими счетами, поменялось и само название. Но никто не предупреждал об изменениях: во всяком случае мы не получили ни официального, ни неофициального уведомления", – рассказывает Козленко.
Проволочка в чиновничьих кабинетах заблокировала все возможные варианты получения средств, при этом не только для киноиндустрии.
"У получателей есть право на перевод бюджетных средств без утверждения паспортов, если заявка на это была подана до 14-го февраля. Теоретически наша институция могла бы воспользоваться таким правом, и мы подавали документы на это. Но из-за того, что никто не предупредил об изменениях в документации, деньги пришли на казначейский счет уже ликвидированного министерства. Оформить новые до 14-ого февраля мы не успели. Знаю, что заявку не успели оформить и получатели многих других программ", – говорит директор Центра-Довженко.

Культурная консервация


Публикация обращения в итоге расшевелила бюрократический аппарат. Однако окончательное решение по господдержке теперь зависит не так от эффективности управления, – что все еще вызывает вопросы в преддверии очередной реорганизации Минкульта с разделением его на несколько ведомств, – сколько от глобальных процессов.
"После обращения мы получили поддержку от исполняющей обязанности министра культуры Светланы Фоменко. Оформление документов ускорилось и сейчас мы близки к тому, чтобы утвердить паспорт в том виде, как это планировалось согласно Закону Украины о бюджете на 2020-ый год. Но вместе с тем появилась возможность секвестра бюджета: из-за этого не ясно, будут ли авторы бюджетной программы утверждать ее в полном объеме. Позиция Министерства мне пока непонятна", – рассказывает Козленко.
Украинские льготы для Голливуда: поможет ли новая инициатива кинопрому
Опрошенные UBR.ua эксперты считают неотвратимым сокращение бюджета. Главная задача в данных условиях состоит в правильно оформленной консервации проектов.
"Мы понимаем, что бюджет будет секвестрирован, ведь кино – не отрасль первостепенной важности. Мы не против этого, но мы против хаоса: ведь можно просто бросить производство, а можно провести грамотную консервацию, чтобы к процессу вернуться позднее, обеспечить уволенным работникам выплату зарплат: на кинопроизводстве трудится несколько тысяч человек. Сейчас нужно провести инвентаризацию, понять, на какой стадии незавершенные проекты, дать приказ, на какой срок их консервируют, обеспечить финансирование простоя готовых к реализации фильмов. У нас уже был опыт в 2014 году, когда все было брошено, но тогда не было такого количества проектов: в этом году более 100 фильмов в работе, включая документальное и мультипликационное кино, и это только по государственному заказу. Есть еще незавершенные фильмы патриотического конкурса Министерства культуры, а также частные инициативы", – комментирует Горделадзе.

Чем можно пожертвовать?


Между тем, уже сейчас эксперты видят ряд статей, затраты на которые в условиях кризиса можно значительно сократить.
"Скорее всего опять должен собраться Совет, поднять проходной балл в рейтинге поддержки проектов по результатам питчинга и таким образом уменьшить число прошедших на 30-40%. Это, если руководствоваться логикой общих интересов, было бы правильно. Сейчас же нет вопроса в том, будет кинематография или нет, вопрос в том, будет ли вообще государство существовать через 2 месяца. Мы со своей стороны уже согласились на уменьшения зарплат на 20%", – приводит свою позицию Иван Козленко.
Кроме того, можно вернуть в бюджет 100 млн грн, выделенных на рибейты – компенсационную программу для иностранных кинопроизводителей, по которой государство возвращает 25% от затрат компаний на съемки, проведенные на территории Украины.
"В предыдущем составе Министерства культуры был начат и доведен до высокого уровня готовности подзаконный акт, который должен был регулировать предоставление рибейтов. Должна была быть утверждена инструкция и форма подачи заявок, но после реорганизации Минкульта и ухода с должности разрабатывающего документ заместителя министра Максимчука вопрос отложен в долгий ящик. Как результат, те иностранные компании, которые планировали подать заявку на участие в программе в прошлом месяце, просто не имели возможности оформить процедуру. В любом случае, из-за закрытия границ в этом году рибейты точно не будут выплачиваться", – прогнозирует Горделадзе.
Выживет сильнейший. Как изменится рынок печатных изданий Украины после коронавируса
Ограничить можно и финансирование временно простаивающих предприятий культуры.
"Мне неизвестно, есть ли решение в Минкульте касательно публичных заведений культуры, в частности, театров и музеев: они сейчас не работают и было бы разумно также частично уменьшить их финансирование, применив инструмент простоя. Мы такой инструмент уже использовали, обеспечив неработающим сотрудникам выплаты 2/3 оклада во время карантина. Глобально в такой способ можно сэкономить 30% годового бюджета хотя бы в ближайшее время", – предполагает директор Довженко-Центра.
Однако, даже в случае существенного сокращения расходов Иван Козленко не исключил и вероятность полной отмены финансирования кино.
"Программа господдержки кинематографии относится к так называемым незащищенным статьям бюджета, которые финансируются по остаточному принципу. С точки зрения государства, которое находиться в преддефолтном состоянии, финансирование кинематографии может быть полностью прекращено", – поясняет Козленко.

Что будет с украинским кино после карантина


Заморозка кинопроизводства ударит и по деятельности кинотеатров, закрытых сейчас на карантин. Совладелец сети кинотеатров "Планета Кино" Дмитрий Деркач в своей колонке на сайте MC Today отмечал, что в случае восстановления работы весной они столкнутся с проблемой заполнения сетки показов, так как большинство голливудских проектов уже перенесли премьеры на осень. В такой ситуации киносети рассчитывают на поддержку отечественных производителей.
Людмила Горделадзе пояснила UBR.ua, что даже готовые к выпуску ленты зависимы от объема государственной помощи, которую необходимо потратить на их продвижение, тиражирования и рекламу. По ее словам, большинство фильмов, финансируемых государством, в продюсерском пакете финансирования имеют значительный вклад частных инвестиций, которые могут составлять от 10 до 50%.
"У продюсеров есть обязательства по возврату вложений инвесторов из доходов. Это большая проблема. Давайте смотреть правде в глаза, на кинотеатры они не могут рассчитывать в полной мере: сеть будет сильно сокращена. Ведь дело не только в том, будут ли голливудские релизы, но и в том, будут ли люди ходить в кино в принципе. Особенно сложно будет перестроится средним многозальным кинотеатрам мультиплексного типа в торговых центрах, так как они не получат необходимого им количества посещений. Останутся только те кинотеатры, которые за счет большого экрана и других технологий могут обеспечить совершенно иные по сравнению с домашним просмотром впечатления от кино", – прогнозирует экс-директор кинотеатра "Жовтень" Горделадзе.
Сообщает ubr.ua

Новости по теме

{related-news}

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии