Почему на пляжах становится меньше спасателей
bigkiev 03-июн, 15:54 193 Людифото: Климентий Семенюк, «Большой Киев»
Пляжный сезон на киевских пляжах открывается в этом году 1 июня, когда температура воды в Днепре достигнет 18 градусов. Правда, сначала на одном пляже – «Детском» в Гидропарке. Но конца недели в коммунальном предприятии «Плесо» собираются открыть и все остальные 13 муниципальных пляжей, где официально можно купаться. Как говорят в КП, на всех пляжах будут работать лайфгарды и Пляжный патруль, который появился в Киеве в 2015 году. Но в этом году спасателей будет меньше, чем в предыдущие годы. На фоне большого количества утонувших это не очень приятная новость.
А еще у Пляжного патруля хотят забрать логотип, придуманный членами общественной организации.
«Большой Киев» разбирался, какие проблемы у Пляжного патруля и чего ждать посетителям пляжей.
Пляжных патрулей стало меньше
Пляж «Веселка» на Никольской Слободке. Фото: Климентий Семенюк, «Большой Киев»
В эти выходные стартует пляжный сезон. До конца недели в КП «Плесо» намерены открыть все 14 муниципальных пляжей. Как уже сообщал «Большой Киев», всего в Киеве подготовлены к сезону пляжи «Молодежный», «Венеция», «Золотой», «Предмостная слободка», «Детский» — на Гидропарке, «Пуща-Водица», «Райдуга» (на озере «Радунка» на Радужном массиве), «Веселка» (на Никольской Слободке), «Тельбин» (на Березняках), «Галерна», «Центральный» (на Трухановом острове), «Вербне» (в Оболонском районе), «Троещина», «Черторой».
С 1 июня официально приступают к службе лайфгарды, которых можно отличить по красно-желтой униформе — красным шортам, желтой футболке и красной фуражке. Форма будет одинаковой и для девушек, и для парней.
50 лайфгардов и 50 спасателей «Плесо» будут патрулировать все официальные пляжи и 18 зон отдыха возле воды
Как рассказал «Большому Киеву» гендиректор «Плесо» Олег Юсипенко, всего будет работать 50 лайфгардов и 50 спасателей «Плесо», они будут патрулировать все официальные пляжи и 18 зон отдыха возле воды.
«Все прошли обучение, все будут получать деньги, есть все необходимое для работы спасателей», — говорит Юсипенко.
Правда, как рассказал руководитель программы «Пляжный патруль» Артем Гальчук, в этом году заявок было ощутимо меньше.
«Всего мы подготовили 50 человек по программе. В прошлом году — 120 человек. Может, кто-то еще и подключится. Но кто это, на каком уровне люди будут предоставлять свои услуги, я не знаю. Мы, например, обучаем лайфгардов по программе, согласованной с Международной федерацией лайфсевинга ILSF, которая соответствует мировым стандартам», — говорит Гальчук.
По его словам, обучая людей, Общественная организация «Пляжный патруль» дает таким образом гарантию качественного обслуживания. И это означает, что «спасатели Малибу», как называют пляжных патрульных, способны не только быстро плавать, но и обладают навыками предоставления первой медицинской помощи.
«Но это не главное. У нас есть четкий алгоритм подготовки пляжного патруля. Например, если он стоит на вышке, то десять раз в течение 60 секунд должен повернуть голову. Если он патрулирует на пляже, то по определенным стандартам. У него должна быть нулевая толерантность к нарушителям правил поведения на пляже. Если он видит, что кто-то пьет или курит, хочет-не хочет, но должен подойти и провести разъяснительную беседу. Но не допускать нарушения, даже маленького. Не обращать внимание на эмоциональные выкрики людей, а объяснять возможную опасность», — добавляет Гальчук.
К слову, по информации Госслужбы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС), самой распространенной причиной несчастных случаев на воде является именно несоблюдение правил безопасного поведения гражданами. В частности, это купание в состоянии алкогольного опьянения, в не оборудованных для этого местах и переоценка собственных возможностей.
«Спасатели Малибу». Фото: Климентий Семенюк
«На самом деле работать лайфгардом очень сложно, не многие это выдерживают. Постоянно нужно быть на своем посту под палящим солнцем. Требуется большое напряжение и внимание. Ведь если случилось что-то критическое на твоем участке, когда нужно бросаться и спасать, в 90% виноват лайфгард – в том, что пропустил ситуацию, например, человека в алкогольном опьянении, или кто-то покинул зону буйков, или дети отплыли далеко от родителей. Ведь в первую очередь мы стараемся работать на превенцию. А это всегда очень тяжело и много работы. Поэтому у нас большой отсев — 20% людей, которые приходят, не выдерживают такой нагрузки», — объясняет руководитель Пляжного патруля.
К слову, у самого Гальчука есть опыт работы лайфгардом в Америке.
Он говорит, что, кроме Пляжного патруля, количество лайфгардов поддерживается за счет спасателей «Плесо».
«Возможно, они будут носить униформу Пляжного патруля. Но наша организация не давала на это согласия. Мы договаривались, что они могут носить эту форму, если Пляжный патруль будет контролировать качество их работы и соответствие лайфгардов международным стандартам. Но мы их не обучали. А только у нас есть разрешение, программа, и только мы являемся членами Международной федерации лайфсервинга», — добавляет Гальчук.
Где опаснее
Пляж «Молодежный». Фото: Климентий Семенюк, «Большой Киев»
В этом году с начала мая утонули уже 38 человек, а с начала года — 219, из которых 15 — дети.
«Любопытно, что сколько бы мы ни запрашивали статистику, она всегда разная от разных служб – у ГСЧС одна, у Минздрава – другая. Нет четкого алгоритма подсчетов», — говорит Гальчук.
Так, согласно данным главного управления статистики Киева, в столице в 2018-м погибло на воде (от случайных утоплений и погружений в воду) 52 человека, в 2017 году — 35. Но в пляжном патруле уверяют, что на самом деле цифра больше и чаще всего люди гибнут в контролируемых местах отдыха.
Работа лайфгарда: часами на вышке. Фото: Климентий Семенюк
Согласно статистике Минздрава, в Украине в 2017 погибли от утопления в водоемах 1699 человек.
А в 2012 году, согласно Глобальному докладу об утоплении Всемирной организации здравоохранения, эта цифра составляла 2700 человек. И наша страна была на шестом месте в мире по количеству утонувших в открытых водоемах. Согласно таблице, большинство утонувших молодые мужчины.
Самый проблемный для «спасателей Малибу» — Гидропарк, где находятся основные пляжи Киева.
«Да, это самый тяжелый объект, здесь всегда много людей, много правонарушений, таких как пьянство. На Труханов остров тяжелее добраться, и там несколько другая публика: больше спортивных компаний, чем пьющих. И в общем людей там меньше. На Оболони бывает много людей – там есть наши посты на пляжах «Верхнее» и «Наталка». Пляжи становятся все более популярными, больше отдыхающих. В Пуще-Водице – много детей, там много детских лагерей, пост будет обязательно. Но там нет правонарушений с алкоголем и курением. На озерах и в зонах отдыха, даже в зонах отдыха, где нет пляжа, но отдыхают люди, были наши посты», — говорит Гальчук.
Чей логотип
Пляжный патруль был создан как общественная организация в 2015 году. Один из соучредителей – Денис Пикалов, который ранее возглавлял «Плесо». Сейчас организация – член ILSF. Патрульные, прошедшие обучение, получают сертификаты, которые дают им право заниматься этой деятельностью в некоторых других странах. А через год у них появится право выдавать такие удостоверения и от имени Международной федерации.
В 2015 году Пляжный патруль заключил меморандум с КП «Плесо» с целью подготовки спасателей по международным стандартам. Лайфгарды, прошедший отбор, трудоустраиваются в КП «Плесо». Кроме того, у патруля большой пул волонтеров-лайфсерверов, которые помогают обеспечить безопасность на пляжах на добровольной основе.
Есть у организации и свой логотип, который ребята разработали еще в 2015 году. Однако, как обнаружил «Большой Киев», директор «Плесо» Олег Юсипенко в данный момент оформляет права на этот логотип в институте интеллектуальной собственности Украины.
Сам он не комментирует эту ситуацию.
«А что такое пляжный патруль? Просто красивое название. По факту это пловцы-спасатели «Плесо», — сказал он «Большому Киеву».
Впрочем, в самой организации уверены, что смогут отстоять свои права, предоставив материалы, показывающие, как создавался логотип, появилось название и организовывалась работа.
«Мы даже не думали патентовать наш логотип. Это всеобщее достояние. В 2015-м году лайфгардов в городе не было. Возникла идея создать привлекательный формат сезонного трудоустройства молодежи по типу «спасателей Малибу», а также привлечь волонтеров. Ведь до этого спасатели работали круглогодично. Это были просто пловцы-спасатели и водолазы, но они не работали на превенцию. Формат программы «Пляжный патруль» был создан совместно с волонтерами в качестве альтернативы аварийно-спасательной службы «Плесо», работа которой вызывала многочисленные нарекания киевлян. Сейчас есть опасение, что хорошую идею хотят завернуть», — считает Денис Пикалов.
Сообщает bigkiev.com.ua
Новости по теме
{related-news}