Абсолютная вера: как киевский кукольный театр завоевывал сердца всех

Абсолютная вера: как киевский кукольный театр завоевывал сердца всех

фото: Катерина Френч, «Большой Киев»
В конце октября свое день рождение отметил Киевский академический театр кукол. Сегодня он единственный в Украине ставит спектакли и для совсем маленьких зрителей, и для взрослых. Эта осень в театре богата премьерами, одновременно готовятся новые постановки. «Большой Киев» узнал, как складывалась история театра кукол и почему театральное искусство должно отвечать времени.
Как все начиналось
Свой первый сезон Киевский театр кукол открыл осенью 1927 года спектаклями «Старинный Петрушка» и «Музыканты». Новое для себя искусство осваивали актеры Киевского театра юного зрителя им. Франка. Ни специального образования, ни опыта таких постановок в Киеве тогда не было. Юные актеры учились обращению с куклой у мастеров, изготавливавших их. До этого игровых кукол делали для продажи в магазинах и использовали в быту.
Актеры после премьеры спектакля «Старинный Петрушка» (1927 г.). Фото: akadempuppet.kiev.ua.
«Сначала не было детского театра, были студии: изобразительного искусства, киноискусства, юного зрителя, театр кукол был одной из таких студий. У Леся Курбаса тоже были студии. В 1929 мы получили название Театр малых форм – ТЕМАФ, а возглавила его ученица Л. Курбаса – Зинаида Пигулович. Из его школы выходили универсальные актеры: Зинаида умела и петь, и танцевать, и курсы речи вела. Так что атмосфера в театре действительно  была курбасовская, — рассказывает заслуженный работник культуры Украины и заведующий фондом и архивами театра Илья Поволоцкий. – Первую половину дня – осваивали технологию работы с куклой, вторую – репетировали спектакль».
Актеры ТЕМАФа с З. Пигулович (в центре). Фото: аkadempuppet.kiev.ua
Актеры торопились, ведь это была эпоха энтузиазма, строительства нового общества. Первые спектакли, конечно, отвечали духу времени. Приключения Петрушки заключались в борьбе с сильными мира сего.
«Тогда не было такого понятия, как «современное прочтение», — поясняет Илья Поволоцкий. – Но понимали: если играть как при Мольере – то зрителя это не тронет. А если характеры близкие современности – считай, режиссер в десятку попал». 
Илья Поволоцкий, заслуженный работник культуры Украины и заведующий фондом и архивами Киевского академического театра кукол
Иногда попадали слишком метко, так что приходилось переделывать спектакль. Например, сегодняшняя детская постановка «Волшебная лампа Аладдина» была написана еще в 1939 году и была поставлена для взрослых в театре Образцова. Когда ее первый раз показали – зрители смутились: очевидной в ней была тема замены лидера, за образами Султана и Визиря, который хотел стать султаном, читались Сталин и Берия. Тогда режиссер переделал спектакль под детский, упростил образ султана, сделав его наивным, но любящим свою дочь. А темой постановки стала не борьба за власть, а утверждение права на любовь.
В 1933 году театр разделился на две части: Центральный передвижной театр кукол и Государственный театр кукол при Киевском дворце пионеров и школьников имени Любченко. В 1936 году этот театр разместился в здании кинотеатра как раз там, где теперь находится Замок на горе. Но здесь располагалось административное помещение. Показывали же спектакли тогда только на выезде, в основном в школах.  Появились такие спектакли, как «Трое поросят», «Кот в сапогах», «Золотой ключик» и другие классические сказки. Уже в 1937 году на первом всесоюзном слете театров кукол киевляне заняли второе место, уступив только известнейшему театру под руководством Сергея Образцова.
Кукольный театр для взрослых
Новый этап развития – уже послевоенный под руководством дочки известного украинского драматурга И. Карпенко-Карого – Марии Тобилевич и по любимейшему адресу – на улице Шота Руставели, 16 (Центральная синагога).
Специального образования для кадров кукольного театра тогда в Киеве не было. Только открыли соответствующее отделение в Ленинграде (Санкт-Петербург). В 1965 году выпускник первого набора Юрий Сикало (уроженец Винницы) приехал в Киев ставить дипломный спектакль «Мальчик из страны солнца». Тогда же в Ленинград полетело письмо с просьбой оставить Юрия в киевском театре. Именно он и начинает ставить в киевском кукольном театре спектакли для взрослых: «Майская ночь» по Гоголю, «Божественная комедия», «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» по Гашеку, «Декамерон» и «Клоп». После последнего Юрию Сикало пришлось уйти из театра.
Куклы спектакля «Декамерон»
Куклы спектакля «Декамерон»
Еще несколько лет назад некоторые из этих названий можно было увидеть на киевской афише. Театр – очень современное искусство и пьеса живет столько, сколько актуальны проблемы, которые она затрагивает.
«Божественная комедия» родилась как полу-капустник. Адам и Ева рождались в операционной, они двигались, к ним были привязаны веревки, стоило им сказать «не то», как Бог тут же дергал их за веревки. Зал хохотал, когда Бог снимал с неба звезды и вешал себе на грудь – это была прямая аналогия с регулярными присуждениями нагрудных орденов Брежневу. В финале Адам и Ева снимают веревки и становятся свободными.  Право на любовь, на свободный выбор вместе с особенностями политической жизни ушедшей эпохи уже не трогают современного зрителя.  В «Декамероне» монахи выполняют план по поимке еретиков. В «Иосифе Швейке против Франца Иосифа» агент Бред Шнайдер приходит в кафе, где Швейк что-то говорит о Франце Иосифе и ухо куклы агента выдвигается, значительно удлиняясь – это тема слежки и подслушивания везде и всех.
Пьесу «Клоп» Маяковского киевский режиссер тоже переосмыслил. Первая часть показывала быт непманов (частный предприниматель в первоначальный период нэпа), чужеродных элементов. Вторая часть – коммунизм, где были большие куклы геометрической формы, почти все одинаковые, говорившие «правильные» слова и металлическим голосом. Когда зрители увидели такой коммунизм – им стало не по себе, — говорит Илья Поволоцкий. В результате режиссеру театра предложили уволиться и Юрий Сикало уехал работать в Луцк. Но при нем была заложена основа творческого подхода к работе с куклами.
Вдохнуть жизнь
Принято считать, что кукольный театр – это просто и не серьезно. Однако, как раз наоборот: актер драматического театра создает образ из себя самого и своих наблюдений. Кукольник же должен вдохнуть жизнь и оживить своего персонажа.
В одной из постановок сказки «Колобок» на киевской сцене главный герой показан как ребенок: он только родился и познает мир, еще не умеет резво бегать, видит: солнышко всходит, — и удивляется «О-о-о!», — рассказывает об одной из постановок Илья Поволоцкий.  Совсем другие повадки будут у персонажа с опытом, уверенного, лихо щелкающего ружьем.

Если актер живет на сцене – ему абсолютно верят и сопереживают и  маленькие зрители. В «Золотом ключике» Буратино говорит: «Папа, я голодный» — «О! Я забыл, а у меня ничего нет, может, у кого-то есть?» И детвора срывается с места с угощением и протягивает: «Нате, покормите его».
Илья Поволоцкий – старейший сотрудник киевского кукольного театра, на его глазах рождались многие спектакли, вместе с театром он принимал участие в фестивалях, наблюдал мастерство и традиции кукольных театров других стран. Актеры из Загреба (столица Хорватии) играли в Киеве «Стойкого оловянного солдатика». Финал – позитивный, солдатик остается жив. Киевляне удивляются: «Послушайте, у Андерсона солдатик и балерина гибнут за счастье». Хорваты отвечают: «нашим детям надо рассказывать, что все закончится хорошо, такая у нас система воспитания».
С помощью кукольного спектакля можно упростить, убрав сложные смыслы, можно наоборот – объяснить зашифрованную и непонятную порой народную мудрость, как в «Колобке». «Дед попросил бабу испечь ему не потому, что умирал с голоду, а захотелось чего-то особенного. Но наш герой-Колобок родился с талантом поэта и он хочет написать первую в своей жизни песенку. Вот он и просит деда и бабу отпустить его за прототипами – увидеть мир, — поясняет начало сюжета Илья Поволоцкий. –  Но дед пошел за Колобком: он понимал, что ребенка нельзя отпускать самого – мир не идеален. Вот это современное прочтение сказки».
Фото: akadempuppet.kiev.ua
«Маленькая баба Яга» сейчас идет в Киевском академическом театре, поставлена по немецкой пьесе. Баба Яга – персонаж обычно далеко не позитивный или притягательный. Но вот она маленькая, возможно, переняла всю генетическую основу своей мамы, но попадает в такие обстоятельства, что должна стать доброй, жизнь заставляет ее измениться.
Замок и его жители
В 1997 году впервые киевский кукольный театр оказался на улице. И снова «Здравствуйте, коридоры школ и садиков». Счастье – если доводилось играть на настоящей сцене. Новое здание театр получил после звания «академический». В декабре 2005 ленточку Замка на горе перерезал Президент Украины В. Ющенко и городской голова А. Омельченко.
Сказочный замок напоминает дворцы из мультфильмов и одновременно – готическую архитектуру Киева, вроде Замка Ричарда Львиное сердце на Андреевском. В одном из помещений разместились куклы-пенсионеры, но только тех спектаклей, которые успели переехать и пройти на новой сцене. Исторические же с точки зрения кукольного искусства персонажи не выдержали кочевой жизни начала 2000-х годов.

Как и раньше, кукол изготавливают из папье-маше, но стилистика менялась со временем.
«После войны натурализм в куклах был своего рода болезнью.  Тогда театр кукол максимально копировал драму, но терял свою образность и художественность. В 1958 году прошел большой конгресс Международного союза кукольных театров УНИМА (с фр. Union Internationale de la Marionnette, UNIMA) в Бухаресте, на котором и решили дать бой натурализму», — поясняет тенденции кукольно-театральной жизни руководитель литературно-драматической частью академического театра Дарья Иванова-Гололобова.
Теперь манеру изготовления кукол диктует сам драматический материал. Гротеск – в лицах кукол «Декаимерона», Вытянутые готические формы у кукол «Эгле, королева ужей». Кстати, именно такие спектакли, где много нереалистических персонажей, вроде драконов, русалок и ужей лучше всего выразить с помощью куклы, а не человека в костюме.
Куклы спектакля «Эгле, королева ужей»
Кроме стилистики, кукольный театр борется и с традиционным представлением: актер должен быть за ширмой. Театр сейчас – это уже синтетическое искусство, где кроме кукол используется и анимация, и театр теней. Неизменной традицией остается только кисть кукольной руки: на ней всегда.. четыре пальца. Как объяснил механизатор кукол Евгений Невинский, это началось еще в средневековье. По одной из версий, куклы изготавливались для божественных спектаклей-мистерий, например, рождение Иисуса. Чтобы кукла не была подобием человека и не могла быть использована для проклятий, делали одно такое отличие. 

Новые спектакли в театре для всех
Спектакли для взрослых возвращаются в Киевский академический кукольный театр. В афише появился спектакль «Оскар» режиссера Михаила Урицкого. Это спектакль о ребенке, который сумеет за несколько дней прожить все самые важные  мгновения человеческой жизни до самой старости. В 2015 году эта постановка превзошла спектакли драматических театров получив свой театральный «Оскар» — премию «Киевской пекторали» как «лучший спектакль» и «за режиссерскую работу».
Игорь Федирко, режиссер Киевского академичнского театра кукол
Исполнитель роли самого Оскара – Игорь Федирко – одновременно и режиссер академического театра. «Кайдашева сім’я» его постановки пользуется популярностью у зрителя, сам режиссер считает ее очень современной: «Тема разрушения семьи из-за собственного эгоизма – вечна. И сейчас семьи распадаются по той же причине – личный эгоизм», — поясняет Игорь Федирко.
Кайдашева сім’я. Фото: akadempuppet.kiev.ua
Режиссер готовит две новые постановки: на январь «Цирк або кульконик» и «Ромео и Джульетта».
«В пьесе Шекспира мы привыкли видеть тему трагической любви и часто не замечаем вторую, быть может, более важную – тему вражды. Сейчас она зазвучит особенно остро, — считает Игорь Федирко. В начале спектакля герои предстают в современных костюмах, но чем дальше – тем больше превращаются в средневековых людей, в каменных воинов, в людей без любви».
Новый виток в развитии общества, новые проблемы и новые спектакли. Когда-то студия из нескольких актеров театра юного зрителя превратилась в театр для всех. Для малышей до 3-х лет, которые могут посетить комнату атмосферы, «почувствовать» море, развиваться сенсорно и визуально. Для детей от 3 до 7 лет, для взрослых. И для всех – то есть для семейного просмотра, когда родители могут прийти со школьником, когда интересно будет всем и есть о чем поговорить после просмотра.
Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»
Сообщает bigkiev.com.ua

Новости по теме

{related-news}

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии