«Покажите гостям Киев». От реки до реки. Часть 3

«Покажите гостям Киев». От реки до реки. Часть 3

фото: Катерина Френч, «Большой Киев»
Каждые выходные Почтовая площадь, фуникулер и Крещатик заполняются гуляющими, как в большой праздник. Действительно, чем не праздник – побывать в столице своей страны. По количеству принимаемых гостей с киевлянами могут соперничать разве что одесситы. Но никто из нас не рождается экскурсоводом и за пару дней до приема можно квартиру убрать да пироги напечь. Поэтому «Большой Киев» решил создать серию готовых маршрутов-экскурсий. По ним можно прогуляться и самостоятельно, обращая внимания на детали, которые обычно не видны в будний день на бегу.
Мы уже опубликовали маршрут прогулки от метро Крещатик, через Прорезную, Золотые ворота, Ярославов Вал, улицу Липинского, Велотрек и сквер им. Чкалова.
Второй маршрут – «От реки до реки» начинается видом Днепра на Почтовой площади и заканчивается на обзорной площадке возле Мариинского дворца. Проходит же он через старый Киев, Майдан и правительственный квартал и включает в себя объекты, интересные большинству гостей, приехавших в Киев в первый раз. Маршрут получился длинным и, чтобы облегчить восприятие, мы его разделили на три части. Сегодня выкладываем заключительную.
Кофейня «Эней». Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»
Мы остановились в кофейне «Эней» в Доме писателей. Здесь всего-то пару столиков и меню незатейливое, зато интерьер старинный, шикарная кафельная печь, уютно, тихо и красивый вид из окна, весной еще и цветущие каштаны видно. Пока отдыхаем, можно вспомнить, что начинали прогулку в нижнем городе. Под Почтовой площадью археологи нашли культурные слои разных веков, деревянную мостовую и постоялый двор.
Больший и оживленный город, который путешественники домонгольского периода описывали как град сотен церквей, практически обезлюдел после нашествия хана Батыя, который ворвался в Киев через Лядские ворота. О том как это сказалось на городе, мы говорили в предыдущей части. Хорошо иллюстрируют эту часть истории рисунки голландского живописца Абрахама ван Вестерфельда. В 1650-х гг. он был придворным художником литовского гетмана Януша Радзивилла. Его гравюры говорят о большом расцвете Киева и его ужасной трагедии, следы которой были так явны даже столетия спустя.







Пора идти дальше. По улице Банковой движемся в сторону Институтской. Стоит отметить, что название этой по сути президентской улицы пошло от конторы Государственного банка, которая располагалась напротив. Институтская же свое название получила от Института благородных девиц, который находился почти у Крещатика, на месте нынешнего Международного центра культуры и искусства (известен как «Октябрьский»). Фото с институтом еще середины XIX в. мы видели. Тем не менее, именно Институтская стала коммерческой артерией этого района: Киевская биржа, Земельный банк, Киевская контора Государственного банка, городское кредитное общество. Да что  там, даже кафе Семадени с нелегальными дельцами-биржевиками располагалось на углу Институтской и Крещатика. Самый примечательный банк мы увидим прямо сейчас.
Несколько шагов по Институтской улице в сторону Лавры и на другой (нечетной) стороне улицы ми видим прекрасное здание.

Нацбанк. Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»

Нацбанк. Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»
Ул. Институтская №9. Здание для Киевской конторы Государственного банка строили три года и завершили в 1905 г. В его создании принимали участие уже знакомые нам киевляне. Среди участников конкурса был В. Городецкий. Но предпочтение отдали другому проекту. Для того, чтобы добиться наилучшего качества и избежать злоупотреблений, выбрали нескольких исполнителей, в том числе команду Льва Гинзбурга. Его доходный дом мы видели на улице Городецкого. Художественные работы внутри помещений выполнял итальянский скульптор Элио Саля, в тандеме с которым нередко сотрудничал Городецкий (в том числе при строительстве Дома с химерами).
Авторами проекта стали архитектор Александр Кобелев (проектировал само здание) и Александр Вербицкий (разработчик фасада здания). Изначально было построено двухэтажное здание. Предполагалось, что на ближайшие 50 лет его площадей для конторы банка хватит.
Государственный банк к Киев, 1911 г
Строение имело ряд технических новинок. Система вентиляции была двойной: подавала воздух и забирала его. За час электрические вентиляторы могли дважды обновить весь воздух в здании. Летом воздух подавался через подземные холодные каналы, можно было также заполнить увлажнительные резервуары льдом и в помещениях становилось еще прохладнее. Во дворе банка был розарий, ароматом которого наполняли банк по утрам через вентиляционную систему. В стилистике здания снаружи и внутри преобладает античность. По углам можно увидеть уже знакомых нам грифонов (полульвов и полуорлов), которые в античной мифологии обычно берегут залежи золота.
Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»
В 1930-х г., после переноса столицы УССР, здание все-таки пришлось расширять. И эту работу получили самому автору – А. Кобелеву, который в этот раз работал в соавторстве с В. Рыковым. Увеличить этажность здания почти вдвое удалось в рекордно короткие сроки – за восемь с половиной месяцев. При этом использовались технические новшества: крышу не разбирали для достройки, как это бывало обычно, а распилили на несколько частей и поднимали на домкратах по мере роста самих стен. Крышу же потом заварили. Теперь в здании располагается Национальный банк Украины, там есть свой музей и экскурсии, на которые лучше записываться через Facebook. А само строение никто никогда не ругал и считается оно одним из лучших в городе – таков результат, когда достройку или изменения проводит непосредственно сам автор.
Ул. Институтская №16. Проходя по улице, обратите внимание на дома четной стороны, например №16.
Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»
В первой трети XX в. в мире развивается архитектурный стиль конструктивизм: лаконичный, с четкими линиями.

Здесь же на улице мы можем видеть дома уже в стиле пост-конструктивизм: в доме №16 вертикальные линии, выделяющие окна, вертикальное почти сплошное остекление подъезда сочетается с декоративными элементами между окнами. Так в Киеве строили накануне переноса сюда столицы УССР.
Ул. Институтская №17. Здание на углу Институтской и Садовой – это еще один яркий пример пост-конструктивизма. Правда, он непривычно нарядный для строгой и даже грозной архитектуры Киева 1930-х. В этом районе селились управленцы и служащие силовых, правоохранительных и военных ведомств.

Жилой дом построили в 1937 году для Управления военного округа, а точнее – командирского состава Красной армии. Автор здания – известный и гуманный архитектор Иосиф Каракис.
Иосиф Каракис, 1946 г.
К этому времени по пожеланию Сталина архитекторы начинают переосмысливать мировое культурное наследие и возвращать классику в архитектуру. Кто-то просто добавлял внешние элементы к изначально лаконичному зданию. Каракис же создавал новый образ в целом. Интересная деталь: если присмотреться, над окнами можно увидеть рельефы, которые создают ассоциацию с картинами состязаний античных героев, но здесь уже совсем другие персонажи. К сожалению, в 2000-х памятник архитектуры изуродовали незаконной пристройкой двух этажей. Из-за этого дом потерял гармоничность пропорций, задуманных автором.
Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»
Кстати, Иосиф Каракис также участвовал в конкурсе на создание Правительственной площади между Михайловским златоверхим собором и Софией. Его проект был единственным, который предполагал сохранение памятников. К сожалению, он не был выбран.
Теперь поворачиваем на улицу Садовую и выходим на улицу Михаила Грушевского. Чтобы лучше разглядеть здание Кабинета министров Украины – лучше перейти на сторону парка.
Кабинет министров Украины. На Институтской мы перенеслись в начало 1930-х г., теперь у нас 1936 г. На разрушенной Михайловской площади строят полукруглый Дом Совета народных комиссаров УССР,  теперь это хорошо всем известное здание МИДа. А здесь вдоль улицы с парком возводят величественное здание для народного комиссариата внутренних дел УССР (НКВД).  Удивляет размах постройки, но дело в том, что НКВД в своей структуре содержало управление госбезопасности, рабоче-крестьянскую милицию, пограничную и пожарную охраны, ЗАГС и даже статистический отдел.
Кабмин
Капители колон (скульптурные верхушки) в высоту составляют 2,5 м и отлиты из чугуна. Участок архитекторам достался не самый удобный – достаточно узкий как для такого дворца. Возможно, поэтому зодчие сделали его дугообразным, как бы уходящим в перспективу.
Дворец был готов, когда строительство на Михайловской площади затягивалось: корректировки проекта, сложности с усилением почвы. В результате Совнарком разместили на улице Грушевского (с 1946 г. – Совет Министров УССР) и стали называть Домом Правительства.
Здание Верховной рады Украины. Пока Совет народных комиссаров (исполнительный орган) определялся со своим месторасположением, законодатели – ВУЦИК Советов собирались в Мариинском дворце. Но том им было некомфортно: подумать можно разное, но не хватало именно зала для заседаний. Вначале планировали просто достроить Мариинский дворец, но когда стали подсчитывать количество желаемых помещений, включая фойе и кафе, стало понятно – нужно новое здание. Его  решили строить прямо рядом с Мариинским дворцом. На конкурсе победил проект достаточно молодого архитектора Владимира Заболотного, которому на тот момент не было 40 лет. Зато он строго выполнил условия конкурса, вписавшись в заказанный объем здания, не перебрав, и не экономя на квадратных метрах. Большой стеклянный купол обеспечивал зал заседаний естественным дневным светом.
Пока здание строили в 1936-39 гг., Всеукраинский съезд Советов принимает Конституцию УССР (1937 г.). В результате вместо ВУЦИК появляется Верховный Совет УССР, выборы в который состоялись в 1938 году. В новое здание заезжает уже новый орган власти. Есть здесь и подземный ход, сейчас он соединяет парламент с его комитетами. Поговаривают, что тоннелей больше, связывают они все правительственные здания и даже метро. Но так ли это – остается в ведении соответствующих служб.
Мариинский дворец. История Царского дворца начинается с 1744 года, когда императрица Елизавета Петровна (дочь Петра I) посетила Киев. Вместе с ней в свите был фаворит Алексей Разумовский, выходец из казацкой семьи (село Лемеши, Черниговская область). Юноша обладал красивым голосом и попал певчим в придворный хор, где его и заметила тогда еще цесаревна Елизавета. Собственно благодаря Алексею его старший брат – Кирилл Разумовский стал последним гетманом Войска Запорожского.  
Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»
В 1744 году в Киеве нет специальной резиденции для коронованных особ, императрица останавливается в кельях Киево-Печерской Лавры. Видимо,  надеясь посещать город в дальнейшем императрица отдает приказ построить здесь дворец, поручает составить проект своему любимому придворному архитектору Бартоломео Растрелли. В 1753 году здание готово, первый этаж – каменный, второй – деревянный. В воспоминаниях киевлян он запомнился как украшенный прекрасной лепниной, позолоченными украшениями, большими венецианскими зеркалами. В саду были тенистые аллеи, фонтаны, статуи, оранжереи с розами и озеро. К сожалению, сама заказчица ни разу в нем так и не побывала.
Во дворце в последствии побывала Екатерина II. Потом здание стало резиденцией киевских генерал-губернаторов. В 1804 году военный губернатор Тормасов в рапорте министру внутренних дел графу В. Кочубею сообщал, что дворец требует ремонта: необходимо заменить окна, перестелить пол и починить печи. Однако денег на это губернатор не получил.
После начала войны 1812 года дворец и вовсе стал убежищем для содержания пленных. Большая часть из них умерли от неизвестной болезни. Только после этого в 1816 году дворец был отреставрирован. Но  уже в январе 1819 года во дворце случился пожар. По мнению современников, причиной стала трещина в печной трубе, от которой загорелись деревянные балки. Так Царский дворец стал одноэтажным и в таком виде стал курортом: здесь разместился отель с отдельными комнатами, ванны, отделения для приготовления минеральной воды.
Фото: Катерина Френч, «Большой Киев»
В 1868-70 гг. по поручению Александра II дворец все же отстроили, стараясь сохранить стиль и почерк его автора – Растрелли. Мариинским его назвали в честь Марии Александровны. Единственная императрица, которая действительно живет в Царском дворце – это мать Николая II,  вдовствующая Мария Федоровна. После Первой мировой войны она переезжает сюда и курирует отправку санитарных поездов и лечение прибывших раненых. На этом царская история дворца заканчивается. Ее продолжение и связь с Верховной Радой мы уже знаем.
Теперь пора дать отдых своим глазам и мыслям: совсем рядом смотровая площадка и можно сколько угодно любоваться на зрелище, которое не надоедает – на вечный Днепр. 
Сообщает bigkiev.com.ua

Новости по теме

{related-news}

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии